Калининградская область
Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Спортивная школа ФК «Балтика»
Новости
14.05.2020

ПРОДОЛЖАЕМ СЕРИЮ БОЛЬШИХ ИНТЕРВЬЮ

КОГДА ЗАКОНЧИЛ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ, МЫСЛЕЙ О ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЕ ДАЖЕ НЕ ВОЗНИКАЛО

КОГДА ЗАКОНЧИЛ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ, МЫСЛЕЙ О ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЕ ДАЖЕ НЕ ВОЗНИКАЛО, изображение №1


Евгений Николаевич, в большой футбол Вы пришли около 20 лет назад. Давайте вспомним с чего все начиналось?

- Я родился в Нижнем Новгороде и, именно, там начинал заниматься футболом. Спортивная школа, где я тренировался называлась «Сормович», по названию района в городе – Сормовского. В 6 лет меня привел туда отец, который фактически был моим первым тренером. В то время в спортивной школе как раз проходил набор в команды 1982-го и 1983-го года рождения. Мне все сразу понравилось, я стал заниматься на постоянной основе и тренировался там до самого выпуска. Ярким примером и, в какой-то степени, мотиватором для меня был мой родной брат. На тот момент он сумел добиться неплохих успехов в футболе и даже вызывался в Сборную России по своему году.

Портал Transfermarkt определяет вас как центрального, атакующего и крайнего правого полузащитника одновременно. Как сами оцениваете свое амплуа и как оно менялось у вас со временем?

- Начиная с детских лет, в спортшколах определяют позицию игрока в зависимости от того, насколько умело он обращается с мячом. В младшем возрасте я играл на позиции центрального полузащитника. Где-то в 7-ом или 8-ом классе я, неожиданно для себя и других, стал выделяться скоростью бега: выполнял на отлично разные тесты, был в числе лучших при выполнении нормативов. После этого меня отправили на позицию нападающего. И уже в дубле московского «Динамо» тренер Сергей Николаевич Силкин увидел во мне потенциал вингера и отправил играть на правый фланг. В принципе, на этой позиции я провел всю свою карьеру.
КОГДА ЗАКОНЧИЛ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ, МЫСЛЕЙ О ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЕ ДАЖЕ НЕ ВОЗНИКАЛО, изображение №2


Расскажите о ваших первых трёх сезонах в профессиональной карьере. Начинали вы играть в «Электронике» в 1999 году…

- После выпуска на основе нашего коллектива была создана команда «Электроника», с которой мы заявились в третью лигу России. Там мы выступали на протяжении двух лет и как результат, пошли на повышение во второй дивизион. Я стал лучшим бомбардиром команды, забив 22 мяча. Уже после этого сезона меня позвали в дубль московского «Динамо».

«…ЕСЛИ В КАКОМ-ТО ЭПИЗОДЕ НЕ ЗАБИВАЛ МЯЧ И ПОДСТАВЛЯЛ КОЛЛЕКТИВ, ТО СПОКОЙНО ПОТОМ МОГЛИ ПОДОЙТИ В ДУШЕ И СКАЗАТЬ: «МАЛЬЧИК, МЫ ЗДЕСЬ ИГРАЕМ ЗА ДЕНЬГИ – ДАВАЙ В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ ПОЛУЧШЕ, НАМ НУЖНО ЗАРАБАТЫВАТЬ».

Как возник вариант с переходом в структуру московского «Динамо» и насколько выделялись их селекционеры на фоне других клубов Чемпионата России?

- У большинства ведущих московских академий были и есть селекционные отделы, которые просматривают молодых футболистов с целью приглашения некоторых из них в дубль. Уже оттуда, при благоприятном стечении обстоятельств, футболист может попасть в главную команду. В тот период только стартовал чемпионат дублирующих составов клубов, выступавших в Высшей Лиги. Неудивительно, что первые два чемпионства взяло московское «Динамо», скауты которого просматривали и приглашали молодых игроков со всей России. У нас в гостинице во время просмотра жили в основном иногородние, москвичей было от силы пару человек.
Что касается лично моего перехода, то, на тот момент, я играл с нижегородской «Электроникой» во Второй Лиге. Получилось, что меня где-то увидели и заинтересовались мною. Тогда же в «Динамо» играл один из моих хороших друзей Антон Хазов, который и посоветовал тренерскому штабу взять меня в команду.

С главной командой удавалось налаживать коммуникацию? Общие тренировки дубля и основы проводились?

- Конечно, у меня сохранилось много теплых воспоминаний на этот счёт (улыбается). Так получилось, что после двух занятий с дублем меня сразу же пригласили на тренировку в основу «Динамо». Как сейчас помню, вместе с Антоном Хазовым мы зашли в раздевалку. Я начинаю здороваться за руку с людьми по кругу, в какой-то момент поднимаю глаза, и вижу Александра Панова, Александра Точилина, Дмитрия Булыкина… То есть футболистов, которых я до того момента видел только по телевизору. Ну, соответственно, был лёгкий шок, конечно (смеется). Я сидел в прострации и не понимал, что происходит. Из оцепенения вывел Антон, который сказал: «Жень, давай-давай, переодевайся – выходим на тренировку». Так и тренировался с ними, до тех пор, пока не улетел на сборы с дублем. Ну а уже на протяжении всего Чемпионата России я тренировался со второй командой.

Насколько жесткой была дисциплина в одном из лучших клубов страны?

- Строго было. Времена тогда были совсем другие, не как сейчас, когда с молодых футболистов сдувают все пылинки. В то время все было четко выстроено, существовала своя иерархия – есть молодые, есть взрослые мужики. Такой строгости сейчас уже нету - легче, конечно, объяснить на конкретном примере. Если мы летели командой, например, на сборы в Мюнхен или Австрию, то я, как молодой игрок, без каких-либо напоминаний и возражений, брал сетку с мячами, медицинский инвентарь и нес в раздевалку. Не я один, разумеется, нас было 3-4 таких. Сейчас редко кто из игроков сам станет подходить к багажнику автобуса, в большинстве случае надо будет напоминать.

Часто старшие по команде «подпихивали»?

- Конечно. Мы благодаря этому взрослели и матерели как футболисты. Я же тогда начинал как нападающий. Если в каком-то эпизоде не забивал мяч и, тем самым, подставлял коллектив, то спокойно могли потом подойти в душе и сказать: «Мальчик, мы здесь играем за деньги и кормим свои семьи. Давай в следующий раз получше, нам нужно зарабатывать».

То есть тот же Булыкин или Точилин, например, могли так подойти?

- Ну, я не имею ввиду их, говоря про эти эпизоды. Это скорее относится к моим выступлениям во второй лиге и, непосредственно, игре за дубль «Динамо». За основу я не играл, только тренировался с ними. Но даже там, те же Булыкин или Точилин, про которых мы говорим, если мы играли, например, «двухсторонку» могли сказать в агрессивной форме – «Давай-ка соберись!».

А кто тогда больше всего отличался харизмой в главной команде у бело-синих?

- Огнен Короман. Очень сильный футболист и по командным и по индивидуальным показателям. Также нельзя не выделить экс-капитана команды Александра Точилина. На тот момент это был стержень, на котором держалось всё «Динамо».

Хорошо. А если говорить о тренерском штабе «Динамо», то с кем интереснее всего было работать?

- Очень было приятно работать с тренером дубля Сергей Николаевичем Силкиным. С ним каждая тренировка была особенной: упражнения не повторялись, не было никакой беготни, все было через мяч и по футбольному. Я у него очень многому научился и, спустя годы, благодарен за то, что он для нас делал.

«…В ОДНОЙ ИЗ ИГР СОПЕРНИК ПРЫГНУЛ В МЕНЯ СЗАДИ И СЛОМАЛ МНЕ БОЛЬШУЮ И МАЛУЮ БЕРЦОВЫЕ КОСТИ. ГОВОРЯ БЕЗ ПРИУКРАС, МОЙ ГОЛЕНОСТОП БОЛТАЛСЯ НА ГЕТРЕ…»

Следующим клубом в вашей карьере стал новороссийский «Черноморец». Как появился вариант с этой командой?

- Так получилось, что в 2003 году играли на выезде с «Динамо» против этого клуба и победили с разгромным счетом, по-моему – 6:0. Уже после игры, когда вернулись в Москву, Сергей Силкин сообщил, что в руководстве клуба хотят поговорить со мной. Выяснилось, что главному тренеру Сергею Павлову, на тот момент возглавившему «Черноморец», я понравился стилем игры и он хочет видеть меня у себя в команде. Я посоветовался со своими родителями и руководством «Динамо» и согласился на переход в новороссийский клуб на условиях «аренды».

В этом же году единственный раз в истории был разыгран Кубок Премьер-Лиги. Вы стали серебряным призером этого турнира уже в составе «Черноморца». Какие воспоминания остались о том Кубке?

- Воспоминания только хорошие. В рамках Кубка Премьер-Лиги мне удалось сыграть свои первые матчи против команд Высшей Лиги. Дебютировал я в этом турнире на стадии полуфинала против «Шинника». По итогам двух встреч выиграли тогда 4:3. В финале играли против питерского «Зенита», также по двухраундовой системе. Первая игра на «Петровском» – в составе «Зенита» заявлено большинство, подающих на тот момент надежды, футболистов: Андрей Аршавин, Александр Кержаков, Владимир Быстров, Олег Власов. Не все из них вышли непосредственно играть, часть сидела на замене. Но тем не менее, мы им тогда уступили 0:3…

В этой встрече вы были заменены на 31 минуте матча. Что тогда произошло?

- Это не было связано с какими-то тактическими моментами. Я просто получил травму – дернул правую поверхность бедра. Из-за этого пропустил почти полтора месяца и провел минимум игр в концовке чемпионата.

А сколько всего у вас за карьеру было травм?

- Таких, чтобы очень серьезных – две. В 2007 году я оперировался в Мюнхене после травмы колена. Вторая под самый конец карьеры, где-то 3 года назад. В одной из игр соперник прыгнул в меня сзади и сломал мне большую и малую берцовые кости. Говоря без прикрас, мой голеностоп болтался на гетре – нога держалась на клочке мышцы и коже. После этого я, фактически, и закончил с футболом. Продолжать больше не было смысла.
КОГДА ЗАКОНЧИЛ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ, МЫСЛЕЙ О ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЕ ДАЖЕ НЕ ВОЗНИКАЛО, изображение №3


Кто больше всего поддерживал вас в трудные минуты?

- Моя психологическая помощь – это, в первую очередь, моя семья: жена, двое детей. Все время проводил с ними. У меня совершенно не укладывается в голове, как после такой тяжелой травмы можно находиться одному. В такие моменты, без поддержки, можно уйти в себя и замкнуться на очень долгий срок. Плюс, конечно же, коллектив команды (пензенский «Зенит», ПРИМ.АВТОРА) не оставил без поддержки. Ребята приезжали ко мне и в больницу, и в квартиру, и мероприятия разные организовывали – шашлыки и т.п.

«…ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О КОМФОРТНОСТИ, ТО ЛИЧНО МНЕ УДОБНЕЕ РАБОТАТЬ СО СТАРШИМИ…»

В 2016 году вы завершили карьеру футболиста. За вашей спиной остались 10 команд разного профессионального уровня и 156 игр в ФНЛ, РФПЛ и Кубке России. Какой из коллективов вам запомнился больше всего и почему?

- «Луч», думаю. В 2005 году с этой командой мы пробились в Премьер-Лигу. На тот момент там был собран очень мощный коллектив, который практически не поменялся при переходе в следующий дивизион, но, тем не менее, занял 7-ое место в Премьер-Лиге. Взаимоотношения внутри команды были по-настоящему семейные – все держались друг за друга. Это была одна большая сила! Плюс еще запомнился ФК «Шинник», где я играл в 2009 году. Там тоже коллектив был очень тёплым и дружелюбным. После первого круга, когда мы с командой вышли на первое место, обыграв «Анжи», нам перестали платить зарплату. И это продолжалось в течение последующих шести месяцев. Все могли бросить играть, но не бросили. Мы вместе решили, что будем выступать для себя и просто получать от этого удовольствие. С долгами в итоге рассчитались ближе к следующему году – в феврале или марте, не помню уже. Но те трудности нас очень сильно сблизили и укрепили командный дух.
КОГДА ЗАКОНЧИЛ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ, МЫСЛЕЙ О ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЕ ДАЖЕ НЕ ВОЗНИКАЛО, изображение №4


Когда возникла идея посвятить свою дальнейшую жизнь тренерской работе?

- Честно говоря, когда закончил играть в футбол профессионально, мыслей о тренерской работе даже не возникало. Настолько надоела эта игровая рутина, постоянные переезды и перелеты, смена обстановки и сборы. Нужно было думать о детях: младшему пора было в садик, старшему в школу. Моя жена сама из Владивостока, но ее родители жили в Калининграде, поэтому мы и переехали для постоянного проживания сюда. Так получилось, что в ЦПМФ ФК «Балтика» на работу был приглашен мой хороший знакомый Беслан Анджиджал, который и предложил мне попробовать работать тренером. Единственное условие – нужно было отучиться на тренерскую лицензию. Я согласился. После того как успешно прошел аттестацию в Санкт-Петербурге, я вернулся и с 1 февраля 2018 года приступил к работе в качестве тренера ЦПМФ ФК «Балтика».

С кем-то советовались, когда принимали решение?

- В основном общался с людьми, с которыми играл ранее и у которых уже был похожий опыт перехода из категории игрока в категорию тренера. Но это был скорее не совет, а просто сбор информации. Итоговое решение основывалось именно на моих собственных ощущениях. Я сам себе сказал: «Если я пойму, что это мое, то продолжу учить детей тому, чему научился за то время пока играл. Мой опыт необходим для подрастающего поколения.» Так и договорились с Аджинджалом: «Нравится – работаем дальше. Нет – ну, значит нет».

С 2020 года вы являетесь тренером команды «Балтика-М». До этого в нашей академии вы тренировали ребят 2002 и 2010 года рождения. Сложно ли было адаптироваться к более взрослому коллективу?

- Каждый возраст индивидуален – везде свой подход, своя философия. Для совсем еще юных спортсменов – 8-9 лет - тренер является примером подражания. Его задача увлечь ребенка всеми этими игровыми процессами. Понятное дело, что он должен научить его самым базовым элементам игры: приём мяча, передача, примитивные финты. Но самое важное – это привить любовь к футболу! У нас в академии такими яркими примерами подражания являются Голощанов Жан Владимирович, Богданов Юрий Юрьевич и Гибадуллин Ренат Касимович. Эти специалисты очень легко могут привить ребенку любовь к такому виду спорта, как футбол. Если говорить о комфортности, то лично мне удобнее работать все-таки со старшими ребятами.
КОГДА ЗАКОНЧИЛ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ, МЫСЛЕЙ О ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЕ ДАЖЕ НЕ ВОЗНИКАЛО, изображение №5


Какими-то методическими пособиями пользуетесь для улучшения качества тренировок и налаживания коммуникации с футболистами?

- Сейчас век интернета – хватает социальных сетей с их группами, разных статей на просторах сети. Наши методисты выкладывают в общий чат в WhatsApp разную полезную литературу. Проблем с информацией и пособиями нет. Главное – желание! Если человек хочет развиваться – он будет это делать. И у футболистов, и у тренеров все зависит от желания и старания.

Ну и последний вопрос нашего интервью. Наверное, самый логичный и интересующих многих. Какие на сегодняшний день стоят задачи перед «Балтикой-М»? На секунду забудем про всю ту тяжелую обстановку в мире спорта, в связи с коронавирусом…

- В моем понимании «Балтика-М» - это вершина всей Академии Футбольного клуба «Балтика», главная задача которой – поставка конкурентоспособных молодых футболистов основной команде. Мы не ставим перед собой никаких целей, кроме как вышесказанной. Свой успех мы видим в том, чтобы подвести ребят к тренировочному процессу, товарищеским поединкам, в конце концов официальным матчам в составе главной «Балтики».
КОГДА ЗАКОНЧИЛ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ, МЫСЛЕЙ О ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЕ ДАЖЕ НЕ ВОЗНИКАЛО, изображение №6


Текст: Сергей Токарев


Возврат к списку